Раздел навигации

Зуко Уилкокс: за четыре года Zcash добился больших успехов, но нам нужен миллиард пользователей

A

Alex077

Модератор
Регистрация
11 Ноя 2018
Сообщения
9,719
Ровно четыре года назад, 28 октября 2016 года, состоялся запуск основной сети Zcash (ZEC) — ориентированной на приватность криптовалюты.

Тот день запомнился многим — в какой-то момент после старта цена монеты за секунды подскочила до 2600 BTC за 1 ZEC, или более $1,8 млн по курсу на тот момент.

Сегодня Zcash занимает 33-е место по капитализации, что заставляет некоторых разочарованных инвесторов говорить о бесперспективности проекта.

Но так ли это на самом деле? Какая судьба ждет Zcash, запуск которого ожидался с таким нетерпением. Даст ли ему новое дыхание
усовершенствованная технология доказательств с нулевым разглашением?

Ответы на эти и другие актуальные вопросы в эксклюзивном интервью ForkLog дал Зуко Уилкокс, создатель Zcash и CEO стоящей за ее разработкой Electric Coin Company.

ForkLog: Запуск Zcash состоялся ровно четыре года назад и сопровождался беспрецедентным ажиотажем и головокружительным ростом цены. Что на самом деле в тот день происходило внутри вашей команды, в ваших головах?

Зуко Уилкокс:
Наши эмоции, все наше внимание было направлено на обеспечение безопасности и стабильности сети. О цене мы особо не думали, даже опубликовали запись в блоге, где напомнили, что не контролируем это и что запуск Zcash – это медленный процесс, вполне сравнимый с запуском биткоина.

Не было намайненных монет, и создавались они постепенно, шаг за шагом. Мы не общались с биржами, а монеты, которые предназначались основателям, поступили на специальный адрес только месяц спустя, что можно проверить в блокчейне.

В то время мы были небольшой командой, которая много лет работала над созданием технологии и ее безопасным развертыванием. На самом деле мы были вынуждены перенести дату запуска, чтобы провести еще один последний раунд аудита безопасности. Наверное, каждого человека в нашей команде можно было тогда назвать специалистом по безопасности. Мы работали в буквальном смысле круглосуточно, создавая системы защиты, и конечно, когда все свершилось, мы были в полном восторге!

Но не меньшим образом мы и нервничали, опасаясь, что что-то может пойти не так, но в итоге все пошло так, как задумывалось: безопасность и устойчивость сети оказались на том уровне, какой мы и хотели видеть, а майнеры и полные ноды начали появляться практически сразу.


Команда Zcash во время запуска сети 28 ноября 2016 года. Фото: New York Times.
ForkLog: Спустя четыре года, как ты оцениваешь пройденный путь? Стал ли Zcash в твоих собственных глазах успешным проектом?

Зуко Уилкокс:
Я бы выделил три вещи, которые произошли за это время и благодаря которым я считаю Zcash успехом.

Первое – это технологическая инновация моей команды. Запуск можно по праву считать историческим, потому что это было первое производственное развертывание технологии доказательства с нулевым разглашением.

Вскоре после этого основатель Google Сергей Брин выразил свое восхищение тем, что команда Zcash смогла запустить ее так рано, потому что как человек, который разбирается в вопросе, он знает, что обычно это занимает намного больше времени. Мы действительно хотели сделать все быстро, потому что чувствовали, что пришел правильный момент, видели в этом возможность передать людям эту технологию, пока мир не захватили парни вроде Libra или цифровые валюты центробанков (CBDC). С этой точки зрения я исключительно горжусь своей командой – всего за несколько лет мы смогли перевести технологию доказательства с нулевым разглашением из теории в практическую плоскость.

Второе – спустя четыре года мы повторили это, когда обновили технологию, расширив границы ее возможного применения.

И третье – несмотря на то, что мы столкнулись с одной из самых опасных из известных криптографических уязвимостей, когда в одной из математических работ, которая легла в основу Zcash, мы обнаружили серьезную ошибку, нам удалось сохранить сеть в безопасности.



Если бы потенциальный злоумышленник воспользовался этой уязвимостью, он мог бы создавать неограниченное число фейковых монет. Когда мы об этом узнали, капитализация Zcash превышала $1 млрд, и это была самая серьезная уязвимость безопасности, с которой я когда-либо сталкивался за всю свою жизнь. При таких высоких ставках успехом для нас должен был стать апгрейд всех пользователей сети и предотвращение эксплуатации уязвимости. Это заняло около года и стоило мне седых волос, но мы это сделали!

Эти три вещи я и считаю главными достижениями Zcash за последние четыре года. Но настоящим успехом будет день, когда у нас будут не миллионы, а миллиарды пользователей. Сегодня, если у тебя меньше миллиарда пользователей, успеха не добиться. Именно столько будет через несколько лет, например, у китайского центробанка, поэтому мы должны спешить, чтобы иметь возможность конкурировать.

Наверное, я могу назвать еще несколько вещей, которые говорят о том, что мы находимся на правильном пути. Это научное, техническое и инженерное превосходство, результатом которого является то, что технология доказательства с нулевым разглашением сегодня используется многими другими участниками индустрии. Это и абсолютная безопасность сети – на сегодняшний день нет ни одной известной уязвимости, которая могла угрожать средствам пользователей, а если они появляются, мы их находим быстрее хакеров.

Нельзя обойти стороной и экономику Zcash. Оригинальное распределение, при котором в течение первых четырех лет после запуска 20% монет шли основателям, а остальные 80% — майнерам, позволило нам обеспечить финансирование продолжающейся разработки основного протокола.

Наконец, я не могу не отметить наше сообщество, которое за это время существенно расширилось, стало очень сильным и фактически отобрало в прошлом году у меня власть и взяло в свои руки будущее Zcash. Все это делает наш проект очень сильным в сравнении с другими монетами. Да, мы сильны с криптографической стороны и можем добавлять различные новые функции, но это не самое главное преимущество. Главное – это самофинансирование и настоящая децентрализация, гарантирующая, что ни я, ни кто либо другой может взять сеть под свой контроль. Все это заставляет меня верить в то, что следующие четыре года для Zcash будут очень сильными.

ForkLog: В чем истинные мотивы недавнего решения о реорганизации Electric Coin Company и переходе компании под контроль новой некоммерческой организации? Что это означает на самом деле и какие последствия это решение будет иметь для дальнейшего развития проекта?

Зуко Уилкокс:
Изменения по сравнению с тем, что было раньше, не такие большие. Electric Coin Company продолжит работу как корпорация, которая может продавать продукты и услуги партнерам, а также продолжит делать все то, что делала и до этого, то есть фокусировать свои усилия на благополучии всего проекта.

Отличие в том, что владельцы Zcash согласились пожертвовать свои доли этой новой некоммерческой организации. Это означает, что в будущем ни у кого не будет юридических оснований для получения прибыли от деятельности Electric Coin Company. Смысл в том, что мы делаем все то, что делали раньше, но в рамках новой структуры, которая, в том числе, не подлежит налогообложению и получает возможность более качественно и эффективно обслуживать интересы сообщества.

ForkLog: Ранее в этом году появились сообщения, что если ECC не снизит операционные расходы, а сама монета не вырастет в цене, проекту хватит средств максимум на два года. Соответствует ли это действительности?

Зуко Уилкокс:
В сети гуляет много слухов и не всем им стоит придавать большое значение. ECC публикует регулярные отчеты о прозрачности, и прозрачность перед сообществом всегда была нашим главным приоритетом. Мы раскрываем все возможные детали: кто наши инвесторы, сколько денег у нас есть, сколько мы тратим, и насколько я знаю, в этом отношении мы являемся самой прозрачной компанией в индустрии.
 
Сверху